Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Теоретические основы изучения проблемы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы

Купить за 600 руб.
Страниц
33
Размер файла
36.12 КБ
Просмотров
18
Покупок
0
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Знакомство детей с изобразительным искусством и

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста, т. к. это один из признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала.

Дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей чаще остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного - "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка.

Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно - творческие способности. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать "хэппенинг" (в переводе с английского - "случаться"). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения.

Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца".

Нетрадиционная техника рисования - это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, Фатеева А.А, Давыдова Г.Н. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника.

Целью работы является изучение использования нетрадиционной техники в изобразительной деятельности в работе с детьми средней группы дошкольного возраста.

Объект исследования - развитие изобразительных умений у детей среднего возраста.

Предмет исследования - нетрадиционная техника изображения как средство развития изобразительных умений.

Гипотеза. Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук.

Задачи:

. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования нетрадиционной техники в работе с детьми младшего дошкольного возраста

. Разработка комплекса НОД по использованию нетрадиционной техники рисования в средней группе.

Показать методику развития изобразительных умений дошкольников в процессе обучения нетрадиционной техники

. Проведение опытно-эксперементальной работы по теме исследования.

Представленное исследование включает 5 этапов:

этап: Определение проблемы и постановка цели исследования.

Изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, обобщение передового опыта.

этап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными.

этап. Оформление результатов исследования.

этап. Внедрение результатов в практику работы.

Методы исследования. Для решения постановленных задач применялись следующие методы исследования:

теоретический анализ и обобщение литературы;

психолого-педагогические наблюдения;

беседы;

педагогическое контрольное исследование (тестирование);

метод сравнительного анализа;

- статистическо-математический метод измерения.

Опытная база. Исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ "Клубничка" д/с №208 в средней группе.

Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка используемых источников и литературы, а также Приложений.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы исследования

.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования нетрадиционной техники в работе с детьми младшего дошкольного возраста

В истории дошкольной педагогики проблема детского творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Что касается детского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т.п. [1].

Проблема формирования выразительного образа в рисунках средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения.

В исследованиях Е.А. Флериной (1940), Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой (1960), Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой (1970) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках: карандашами в деревянной оправе и без ( уголь, сангина и др. ), красками гуашь и акварель и др.

Исследования Т.С. Комаровой посвящены специальному изучению проблем обучения детей технике рисования и раскрывают не только зависимость выразительности детских рисунков от техники рисования, но и систему обучения детей дошкольного возраста реалистическому рисованию. Однако до последних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений [8]. При этом многообразие графических, в том числе и печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет их использования в детском рисовании как средств повышения выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что послужило основанием называть эти техники "нетрадиционными" для дошкольного образования и выбрать их в качестве объекта педагогического исследования по формированию выразительного образа в детских рисунках. Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах: многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа, формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник. Проблема формирования художественного образа находилась под пристальным вниманием философов, искусствоведов, психологов, педагогов. Своими философскими корнями она уходит в учение Г. Гегеля, которое затем дало толчок многим отечественным и зарубежным исследованиям таких философов, как Ю.Б. Борев, В.В. Скатерщиков, А.К. Дремов, В.А. Разумный, Х.Ш. Якубова и др., давших определение художественного образа и рассматривающих его как особую форму отражения действительности, как диалектическое единство содержания и формы, как диалектический процесс, выражающий взаимосвязь эстетического объекта и воспринимающего его субъекта на основе практической преобразующий художественной деятельности.

Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.

Оглавление

- Введение

- Теоретические основы изучения проблемы исследования .1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования нетрадиционной техники в работе с детьми младшего дошкольного возраста

- Виды и особенности нетрадиционной техники

- Методика развития изобразительных умений дошкольников в процессе обучения нетрадиционной техники Выводы по первой главе

- Опытно-экспериментальная работа т.е. мониторинг

- 1 Характеристика опытной базы краткая характеристика дс и группы. Констатирующий этап эксперимента диагностика

- Разработка и апробация перспективный план развития изобразительных умений среднего дошкольного возраста в процессе нетрадиционной техники Выводы по второй главе

- Заключение

- Список литературы

- Приложения

Заключение

В заключении работы сделаем следующие выводы:

Была подобрана и изучена психолого-педагогическая литература по изучаемой проблеме - нетрадиционным техникам посвящено много литературных источников, в которых обоснуется необходимость использования их в работе с детьми как с нормой развития, так и с детьми, имеющими отклонения в развитии, дается описание техник, доступных детям дошкольного возраста.

Изучены наиболее распространенные нетрадиционные техники - несмотря на большое их значение в развитии ребенка, в практике детских садов нетрадиционные техники используются крайне редко. Наиболее часто можно увидеть применение монотипии и кляксографии в работе с детьми.

Сделана подборка и частичная апробация занятий с использованием нетрадиционных техник изображения как одного из средств развития творческого воображения детей.

Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из его свойств - видение целого раньше частей. В данном случае фигуры (формы), полученные в результате "хэппенинговой" нетрадиционной техники, обостряют у ребенка чувствительность к недостаткам, отсутствующим элементам, дают возможность для неоднозначного выполнения задания, что проявляется в создании разнообразных рисунков у детей.

Мы считаем не только возможным, но и необходимым использование подобных заданий педагогами и родителями, так как задания сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Подобные творческие задания можно использовать не только в работе с дошкольниками, но и с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Так же вышеописанные полезны и для взрослых людей, так как они не только активизируют работу воображения, но и оказывают психотерапевтическое воздействие.

Список литературы

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - 344 с.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: "Издательство Скрипторий , 2008. - 80 с.

. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2008. - 72 с.

. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. - М., 1961.

. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова. - М.: "Карапуз - дидактика", 2006. - 192 с.

. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова - М.: Педагогика, 1983. - 112 с.

. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие, для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика дошкольного образования" / Т.Г. Казакова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. - 255 с.

. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 3-7 лет / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие / Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 176 с.

. Комарова Т.С., Халезова Н.Б., Казакова Т.Г. Учитесь рисовать и лепить / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1967. - 112 с.

. Комаровой Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Комаровой Т.С. - М.: Просвещение, 1991. - 256с.

. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" / И.А. Лыкова. - М.: "Карапуз - дидактика", 2006.- 144 с.

. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - СПб.: Каро, 2010.

. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.

. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М., 1982.

. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение, 1965. - 243 с.

. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева; худож. А.А. Селиванова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 96с.

. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флёрина. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. - 160 с.

. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: Сфера, 2011.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
33
Размер файла
36.12 КБ
Просмотров
440
Покупок
0
Теоретические основы изучения проблемы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1951 оценок
среднее 4.2 из 5
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+